31 марта 1909 года был заложен «Титаник». А всего через три года, в ночь с 14 на 15 апреля 1912-го, британский лайнер потерпел крушение в Атлантическом океане — столкновение с айсбергом обернулось трагедией, ставшей знаковым событием начала ХХ века.
Борясь за господство в Атлантике, исполнительный директор «White Star Line» Джозеф Исмей обратился к Уильяму Пирри, партнеру судостроительной компании «Harland & Wolff» из Белфаста. По их замыслу, на свет должны были появиться три ультрасовременных гигантских лайнера, обгоняющих своих соперников с точки зрения водоизмещения, количества мест и сервиса: долгое путешествие подразумевало невиданные доселе комфорт и роскошь.
Построенный в эпоху короля Эдуарда VII, «Титаник» стал воплощением главной ее приметы: небывалой скорости и размаха. Оснащенный новейшими паровыми машинами и громадными котлами, «Титаник» мог достигать 42 километров в час, что также вызывало ажиотаж: ожидалось, что лайнер побьет скоростной рекорд и пересечет Атлантику быстрее «Мавритании». Газеты пестрели громкими заголовками: журналисты сообщали, что длина «Титаника» равна «длине трех кварталов», высота двигателя — «высоте трехэтажного дома», а винт по улицам города «тащила упряжка из двадцати самых сильных лошадей ". Все, что касалось «Титаника», было исполнено совершенства, однако ни двойное дно, ни шестнадцать водонепроницаемых отсеков, ни передовое радиооборудование не уберегли непотопляемого гиганта от быстрой смерти. Конструктор Томас Эндрюс просчитался.
10 апреля 1912 года «Титаник» покинул портовый городок Саутгемптон и отправился в Нью-Йорк, едва не столкнувшись с пароходом с таким же именем. На роль капитана корабля был выбран Эдвард Джон Смит, чей стаж составлял 25 лет: первое путешествие на «Титанике» должно было стать его последним рейсом перед выходом на пенсию.
14 апреля в 23:39 впередсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг прямо по курсу (именно он станет главным героем судебных расследований после кораблекрушения) и трижды ударил в колокол. Первый помощник Уильям Мердок отдал несколько команд рулевому, чтобы избежать аварии, однако лайнер был слишком громоздким для резких маневров — в обшивке правого борта появилось шесть прорех. Так началась агония «Титаника».
В 2:20 «Титаник», расколовшийся пополам, полностью скрывается под водой.На шлюпках было спасёно мало людей
Воспоминания выживших :
Второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер – самый высокопоставленный офицер с "Титаника", переживший катастрофу. Кораблекрушение в ночь на 15 апреля было не единственным в его карьере.
За 30 лет работы в море мне довелось спасаться с четырех тонущих кораблей. Но ничто не смогло превзойти драму "Титаника".
"После выхода из Саутгемптона нас сопровождала прекрасная погода: не было ни ветерка. Вечером 14 апреля мы вошли в район, где было замечено много айсбергов. Об этом сообщала полученная с другого корабля радиограмма. Но нас не уведомили о ее получении.
В тот момент я управлял судном, и получи я то сообщение, непременно бы отдал приказ, чтобы замедлить скорость движения. А капитан, скорее всего, распорядился бы остановить корабль и продолжить движение при свете дня.
После моей смены я передал управление офицеру Мердоку и отправился в свою каюту. Как только я узнал о столкновении, то незамедлительно вернулся на верхнюю палубу. Я сразу же распорядился расчехлить все спасательные шлюпки и приготовиться к эвакуации. Каждый член команды знал, что ему необходимо делать в этой ситуации.
Я спросил у капитана: "Мне начинать эвакуацию женщин и детей?" Он только кивнул. Никто, включая меня, не верил, что "Титаник" может утонуть. Отправив очередную спасательную шлюпку, я побежал к парадной лестнице и увидел, как повышается уровень воды. Было видно, как горят под водой лампы, и это производило жуткое впечатление. Когда я понял, что корабль обречен, то начал усаживать в шлюпки большее число людей.
Мне кажется, в ту ночь команда корабля задала стандарт умелой работы, который никогда не будет побит. Каждая шлюпка была заполнена пассажирами и спущена на воду без происшествий. Никто не пытался пролезть вне очереди. Для последних двух шлюпок было сложно найти женщин.Когда упала одна из дымовых труб, я чуть не оказался под ней. Я уже был в воде и держался за канат перевернувшейся лодки. Волна от трубы отнесла меня и людей в лодке от тонувшего корабля. И мы увидели, как "Титаник" погрузился в морскую пучину.
Балансируя, мы старались удержаться на перевернувшейся лодке. Некоторые не дожили до рассвета, замерзнув в ледяной воде. В какой-то момент находившиеся на лодке начали читать молитву "Отче наш".
Утром появилась "Карпатия" и спасла всех выживших".
Фредерик Дент Рей, работавший на "Титанике" стюардом, поначалу решил, что его разыгрывают коллеги.
" Я отправился спать примерно в 10:30 вечера и уже засыпал, когда почувствовал толчок, сравнимый с тем, когда поезд отправляется со станции. Через 10 минут ко мне пришел главный стюард и сказал, что произошло столкновение. Я подумал, что он шутит.
Затем я услышал крики людей, что на верхней палубе требуется помощь, и поднялся туда. Было холодно, и я решил вернуться за пальто. Вернувшись, я взял пальто, несколько платков, приготовленных женой, и бритвенный станок на тот случай, если не смогу вернуться на следующее утро.
На парадной лестнице я столкнулся с Ротшильдом (Мартин Ротшильд, один из пассажиров судна – прим. ред.), который поднимался наверх, и мы пошли вместе. На палубе я услышал звуки скрипки. Мне показалось странным, что кто-то в это время может играть музыку. Это был корабельный оркестр. Я не узнал мелодию, потому что скрипач еще только настраивал скрипку. Я подошел к 13-й шлюпке, которая уже была практически полностью заполнена и стал помогать пассажирам занимать места. Там была женщина, которая кричала и плакала от страха и говорила, что никогда не плавала в таких лодках.
Некоторые пассажиры не хотели садиться в шлюпки, оставаясь в своих каютах, пока не оказалось слишком поздно. Мне было поручено грести.
Когда шлюпка была в воде, самое главное было отплыть от корабля, чтобы не утонуть вместе с ним. В нашей шлюпке находилось 62 человека. Это выяснилось, когда мы садились на "Карпатию", которая нас спасла"
Так, что произошло на "непотопляемом" корабле? Можно ли было избежать трагедии?
Виртуальный тур по "Титанику"
https://blog-russia.storytel.com/uznat- … -eto-bylo/
https://www.bbc.com/russian/society/201 … _witnesses
По мотивам этой трагедии был снят ряд художественных фильмов. Эта катастрофа до сих пор будоражит умы людей. В этом плане "Титаник" и правда стал непотомляемым
Отредактировано Юлия8980 (26-05-2020 21:50:14)