Обо всем странном

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обо всем странном » Катастрофы и трагедии » Смертельный круиз.


Смертельный круиз.

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Круиз ростовских шахтеров в Москву 37 лет назад обернулся крупнейшей катастрофой в истории речного пароходства. Теплоход «Александр Суворов» врезался в мост, в результате чего вся его верхняя палуба вместе с кинотеатром, рубкой и танцполом была срезана. 176 человек, решивших выйти и насладиться вечерним Ульяновском, погибли под металлическими обломками судна и упавшим грузом с поезда на мосту

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t141123.png

5 июня 1983 года теплоход отправился из Ростова-на-Дону в Москву. Во время ужина по радио поздравили с днем рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. В 22.40 судно подходило к Ульяновску. На улице было тепло, отдыхающие смотрели кино и веселились на танцплощадке, расположенной на верхней палубе.
В 22.45 пассажиры в своих каютах услышали глухой гул и скрежет. Оказалось, что теплоход со скоростью 25 км/ч зашел под несудоходный восьмой пролет моста через Волгу — в результате верхние палубные надстройки задели его конструкцию. Вся «солнечная палуба» вместе с рубкой, кинозалом, танцполом и дымовыми трубами была срезана, словно гильотиной. От силы удара пролетная часть моста весом в 1,5 тыс. тонн сместилась на 40 см.
Выйдя из кают и поднявшись по трапам, люди увидели залитые кровью лестницы, металлические обломки, бревна, перемешанные с телами.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t740399.png

Штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков знал, что судоходным пролетом был третий, располагающийся ближе к правому берегу реки. Мужчина неоднократно проходил его на этом судне. Тем не менее, он принял решение направить пассажирский теплоход через часть моста, которая была значительно ниже корабля.
Есть предположение, что штурман из-за темноты принял будку путевого обходчика, расположенную на пролете, за сигнальный щит, обозначающий, что судно может проходить под мостом.Выхлопные трубы были смяты, у «Суворова» заглохли двигатели, однако по инерции он прошел за пролетом около 300 метров. Во время столкновения по мосту со скоростью 70 км/ч следовал грузовой поезд массой 3300 тонн. В его составе было 53 вагона — 11 из них сошли с рельсов. Некоторые вагоны опрокинулись, потому уголь, зерно и бревна частично попали на теплоход. Лишь чудом цистерна с топливом застряла в фермах моста и не рухнула на теплоход.
Еще одним обстоятельством, спасшим многие жизни, стала блочная конструкция четвертой палубы. Если бы она была сварной, как и остальные, судно смяло бы в гармошку. После столкновения часть пассажиров выпрыгнула за борт. Рядом не следовали посторонние корабли, поэтому многим удалось выжить.
В тот вечер погибли не менее 176 человек, как путешественники, так и члены экипажа. Большинство — шахтеры из Ростовской области со своими семьями. Однако неофициально сообщалось, что на погибнуть могли до 300 человек: теплоход был перегружен, на борту находились не только 330 «задекларированных» пассажиров, но и 50 членов экипажа, 35 человек обслуживающего персонала, а также знакомые и родственники членов экипажа.
Один из пассажиров теплохода потом рассказывал следующую историю. По вечерам на верхней палубе проходили киносеансы, и он с женой решил пойти посмотреть детектив «Похищение «Святого Луки». Но после начала фильма он шепнул супруге, что кино ему кажется скучным, поэтому он, пожалуй, пойдет к себе.
Жена некоторое время продолжала смотреть фильм, однако подозрения, что муж на самом деле не мирно лег спать, а пошел выпивать к соседу в каюту, не давали ей покоя. Когда она спустилась вниз, то фактически поймала мужа с поличным. Женщина только открыла рот, чтобы закатить скандал, как раздался страшный грохот: теплоход врезался в мост.
В результате семейная пара спаслась.
Ульяновские больницы были переполнены пострадавшими — большинство поступило с рваными ранами, многим ампутировали конечности. Тела людей в течение месяца продолжали находить в самой реке Волге и на ее берегах. Мародеры, узнавшие о катастрофе, вылавливали трупы у берегов реки и снимали с них драгоценности и одежду.
Последствия катастрофы помогали ликвидировать крупные ульяновские предприятия, силовые ведомства, а также студенческие отряды. Спасатели пять суток подряд разбирали смятые грузовые вагоны. Они же отбуксировали покореженный теплоход к левому берегу Волги. В Ульяновск выехала правительственная комиссия во главе с тогдашним зампредом Совмина СССР (и тогда еще будущим президентом Азербайджана) Гейдаром Алиевым.Первые дни власти замалчивали трагедию — въезд в Ульяновск был ограничен, с вокзала и из аэропорта пропускали только родственников пассажиров «Суворова».
Лишь спустя два дня, 7 июня 1983 года, агентство ТАСС выпустило короткую новость. «5 июня на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода «Александр Суворов», повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших», — говорилось в ней.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t291247.png

Расследование катастрофы завершилось довольно быстро. По официальной версии, штурман Митенков засомневался, сможет ли судно войти под пролет, и дважды запросил размеры пролета у диспетчера Ульяновского речного порта, на что получил ответ: «13,8». Он видел, что габариты моста меньше, но, возможно, посчитал, что виной всему — темное время суток или обман зрения. То, что теплоход идет не в свой пролет, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание выстрелами, но их не услышали. Теплоход на полном ходу врезался в мост.
Так как виновники аварии — первый штурман Евгений Митенков и рулевой Андрей Уваров — погибли, в преступной халатности и неумении обеспечить дисциплину на судне обвинили 52-летнего капитана «Суворова» Владимира Клейменова. Мужчину с 26-летним профессиональным стажем нашли живым возле опоры моста на дамбе.Его дочь Лариса Клейменова рассказала, что отца быстро исключили из партии, вскоре правоохранители пришли описывать имущество — ущерб государству они оценили в 6 тыс. рублей.
«Но родители никогда богато не жили. Когда у нас описывали имущество, то, помню, удивлялись: «Ой, надо же, у вас на кухне даже кафеля нет», — рассказала она газете «Нижегородский рабочий».
По мнению Клейменовой, суд с самого начала не был заинтересован в тщательном расследовании трагедии — ему было необходимо «найти крайнего, устроить жестокую показательную казнь».
«Все пытались свести к тому, что на теплоходе серьезно нарушалась дисциплина. Но это неправда. Отец до этого 25 лет работал с поощрениями, премиями и благодарностями. Он был человеком очень строгих правил. Даже внуки к нему обращались только на «вы». Он от них требовал неукоснительного соблюдения распорядка дня», — рассказала дочь капитана.
Она отметила, что в вечер крушения отец лежал в своей каюте в ожидании ночной вахты. Капитан прослушивался к тому, опустят ли перед мостом мачту, которая не проходит в его проем. Это необходимо сделать за полчаса до пересечения пролета.
«Так вот, этот звук он слышал. Это говорит о том, что в тот момент штурман был в здравом уме и трезвой памяти. Он опять вздремнул, а проснулся уже в воде. Его с огромной высоты в одних плавках выбросило в реку», — объяснила Клейменова.
По ее словам, капитан, увидев обломки четвертой палубы, подплыл к ним и расчехлил спасательную шлюпку. После чего он вытащил из водоема трех женщин, посадил их в шлюпку и двинулся к берегу, где уже ждала скорая помощь.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t900303.png

Следствие посчитало, что Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, а также не смог обеспечить дисциплину на теплоходе.
Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы. Всего в заключении капитан пробыл шесть лет — его освободили досрочно по состоянию здоровья. В 1990 году он умер от инфаркта.
Корабль восстановили, и он до сих пор на ходу. В 2008 году с ним произошла еще одна авария — на этот раз без пострадавших. «Суворов» с 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. В результате вышла из строя система управления судна, и движение теплохода застопорилось.

https://www.gazeta.ru/social/2018/06/04/11786569.shtml

Отредактировано Юлия (01-08-2020 21:36:13)

+4

2

В прошлом году, когда  путешествовали по Волге из Самары в Казань, под этим мостом проходили дважды, туда и обратно.  И оба раза , когда уже темно было. Каждый пролет с воды был обозначен световой -цветовой сигнализацией как на городских магистралях - красными крестами где нельзя проходить и зелеными стрелками, где проходить можно. Неужели в 1986 году проходимость под мостом определялась ТОЛЬКО по связи с диспетчером?  Неужели нельзя было сделать  сигнализацию  как на  дороге или ЖД  хотя бы, чтобы было видно, где можно проходить, а где -нет? Или все же сигнализация была? Если дважды уточнял высоту пролета, может намеренно пошёл в тот где корабль не пройдёт?
А насчёт причины трагедии - там вроде любовная история была замешана - штурман с шеф-поваром  женщину из  обслуживающего персонала на борту  не поделили, она от первого ушла ко второму.

Отредактировано Лиана (01-08-2020 15:33:15)

+2

3

Да уж...
Что тут сказать..
Большая вода и большая техника- требуют большой ответственности и расчета заранее.

Брежневская эпоха многое замалчивала, я плохо помню уж эту историю, отголоски в памяти остались.

+1

4

#p20038,Лиана написал(а):

В прошлом году, когда  путешествовали по Волге из Самары в Казань, под этим мостом проходили дважды, туда и обратно.  И оба раза , когда уже темно было. Каждый пролет с воды был обозначен световой -цветовой сигнализацией как на городских магистралях - красными крестами где нельзя проходить и зелеными стрелками, где проходить можно. Неужели в 1986 году проходимость под мостом определялась ТОЛЬКО по связи с диспетчером?  Неужели нельзя было сделать  сигнализацию  как на  дороге или ЖД  хотя бы, чтобы было видно, где можно проходить, а где -нет? Или все же сигнализация была? Если дважды уточнял высоту пролета, может намеренно пошёл в тот где корабль не пройдёт?
А насчёт причины трагедии - там вроде любовная история была замешана - штурман с шеф-поваром  женщину из  обслуживающего персонала на борту  не поделили, она от первого ушла ко второму.

В 1983. Ни при чем там любовная история, проверяли всех и трясли до идиотизма. А поваром на "Cуворове" женщина была. Я много изучал эту историю, поскольку чуть было не попал на этот круиз в 83-м. Журналист Л.Репин в свое время подробную статью написал (со следователем общался много), пришел к выводу, что все же - халатность вахтенных. "Замечтавшийся рулевой и уткнувшийся в книжку штурман..."

+4

5

#p20069,lilac72 написал(а):

пришел к выводу, что все же - халатность вахтенных. "Замечтавшийся рулевой и уткнувшийся в книжку штурман..."

Тогда зачем штурман дважды уточнял высоту пролёта. в который потом и направил судно ?

0

6

Да..халатность, естественно халатность... :glasses:

+1

7

#p20073,Лиана написал(а):

Тогда зачем штурман дважды уточнял высоту пролёта. в который потом и направил судно ?

В задумчивости принял силуэт будки за квадратный знак проходимого пролета, на подсознании засомневался, уточнил. Как-то так.

Или он решил покончить с собой таким чудным способом (заодно угробить пару сотен людей), при этом бесшумно вырубил напарника, который мог помешать - но в таком случае зачем ему уточнять высоту пролета? Молча бы направил и все.

Отредактировано lilac72 (01-08-2020 21:51:57)

+1

8

#p20040,Эля написал(а):

Да уж...

Брежневская эпоха многое замалчивала, я плохо помню уж эту историю, отголоски в памяти остались.

Точности ради - тогда уже был Ю.Андропов.

+1

9

#p20079,lilac72 написал(а):

В задумчивости принял силуэт будки за квадратный знак проходимого пролета, на подсознании засомневался, уточнил. Как-то так.

Или он решил покончить с собой таким чудным способом (заодно угробить пару сотен людей), при этом бесшумно вырубил напарника, который мог помешать - но в таком случае зачем ему уточнять высоту пролета? Молча бы направил и все.

По поводу последнего предложения - есть такое предположение. Уточнял - чтобы убедиться, что не пройдёт. Зачем он решил так сделать, наверное, отвечал не перед самым гуманным в мире советским судом, а в инстанции повыше.
Насчёт силуэта будки обходчика  в темноте  - вот тут интереснее. Мост длинный и очень интенсивно освещён. Пролёты обозначены с воды, где можно идти, а где нельзя.
Это сейчас.
Вы хотите сказать. что в 1983 году советское государство было настолько бедным, что решило сэкономить на сигнализации проходимости пролётов моста только на том основании. что "эти пролёты  одни и те же суда проходят по многу раз и все знают, куда надо идти", т.е  сэкономило на  нескольких  десятков светофоров,  и электричества для них?

0

10

#p20152,Лиана написал(а):

Вы хотите сказать. что в 1983 году советское государство было настолько бедным, что решило сэкономить на сигнализации проходимости пролётов моста....

Дело не в бедности или богатстве государства, а в том, что бардака в СССР хватало везде и во всех областях деятельности. Я хорошо помню это время, в 1983 мне было 14 лет.

0

11

#p20152,Лиана написал(а):

Уточнял - чтобы убедиться, что не пройдёт.

И его нисколько не волновало, что напарник может помешать? И не беспокоило, что такой способ самоубийства без гарантии, можно и живым остаться (как тот же капитан, каюта которого была за задней стенкой рубки)?

Отредактировано lilac72 (02-08-2020 18:59:21)

0

12

#p20197,lilac72 написал(а):

И его нисколько не волновало, что напарник может помешать? И не беспокоило, что такой способ самоубийства без гарантии, можно и живым остаться (как тот же капитан, каюта которого была за задней стенкой рубки)?

Вообще, нет ответа на вопрос - почему никак не реагировал второй вахтенный, особенно в последние пару минут, когда шли непрерывные радиовызовы из диспетчерской ульяновского порта? Не отвечать на вызов - это нонсенс, ЧП (для вахтенных)! Над этим вопросом годы спустя ломал голову капитан, но так и не смог найти ответ. Только не надо говорить, что они оба синхронно сошли с ума из-за любви к корабельной поварихе и решили убить "себя и всех" таким ну очень затейливым и ужасным способом. Так не бывает.

Теперь задумаемся - последняя информация из рубки: сомнения рулевого в проходимости пролета. Далее:

1) Вызовы из диспетчерской порта
2) Сигнальные ракеты (когда диспетчер отчетливо увидел, что теплоход идет полным ходом в непроходимый пролет и вахтенные не отвечают)
3) Вспышки выстрелов дежурного на мосту (когда он увидел несущийся на него теплоход, выскочил из будки, кричал и стрелял в воздух из табельного ПМ)

И на все это в совокупности - никакой реакции. Что-то отдельно из перечисленного можно не заметить/не услышать, но все вместе? Причем два человека!

0

13

#p20328,lilac72 написал(а):

И на все это в совокупности - никакой реакции. Что-то отдельно из перечисленного можно не заметить/не услышать, но все вместе? Причем два человека!

Бросьте, круизник это не катер, там рубка закрытая и музон из всех щелей.

0

14

#p20334,Сергей В. написал(а):

Бросьте, круизник это не катер, там рубка закрытая и музон из всех щелей.

Бывали в рубке круизного речного теплохода? Я бывал. В 1990, 1998-2000. Нет там музыки (в рубке). Рулевой постоянно отвечает на вызовы встречных судов ("разойтись левым бортом", к примеру).  Обзор хороший. Ночью в рубке обязательно двое.

Отредактировано lilac72 (03-08-2020 21:22:07)

0


Вы здесь » Обо всем странном » Катастрофы и трагедии » Смертельный круиз.