Обо всем странном

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обо всем странном » История » "Сказание о княгине Ольге".


"Сказание о княгине Ольге".

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

"Жестокая или праведная? "   О происхождении княгини Ольги нам неизвестно почти ничего: многочисленные летописи расходятся во мнениях, и установить правду теперь, спустя тысячу лет, почти невозможно. Одни хроники называют Ольгу нормандкой, другие – дочерью булгарского царя. Повесть временных лет рассказывает, что Ольга была родом из-под Пскова, из деревни Выбуты, а Типографская летопись упоминает, что Ольга происходила из рода Гостомысла, легендарного новгородского старейшины, и от рождения звалась Прекрасой. Некоторые же исследователи считают, что Ольга была дочерью прославленного Вещего Олега – соратника Рюрика и воспитателя его сына Игоря.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t171535.png

Сторонники этой версии полагают, что Олег женил Игоря на своей дочери, дабы передать им великое княжение. Однако житие святой Ольги придерживается версии псковского происхождения будущей княгини. Существует легенда о первой встрече Ольги и Игоря: тот охотился в псковских лесах, и в один прекрасный момент дорогу ему преградила река. Он подозвал проплывающего мимо на лодке юношу и попросил перевезти его на другой берег, но потом увидел, что лодкой правит не юный отрок, как он поначалу решил, а прекрасная девушка. Красота ее немедленно разожгла в князе огонь желания – но когда тот попытался овладеть девушкой, та решительно ответила: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». Устыдившийся Игорь прекратил свои домогательства и щедро одарил перевозчицу, но его так впечатлили и слова красавицы, и ее облик, что когда ему пришла пора жениться, он велел разыскать ее и привезти в Киев, где немедленно обвенчался с нею.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t713766.png

Ни дата свадьбы, ни обстоятельства ее в современных летописях не указаны – все легенды более позднего происхождения. Можно лишь догадываться, что Игорь и Ольга жили в любви и согласии, под крылом князя Олега, щедро делившегося с ними государственной мудростью. По утверждению Иоакимовской летописи, Игорь, хотя и имел, по тогдашнему обычаю, несколько жен, более всех любил и уважал именно Ольгу; прочие же утверждают, что из любви к прекрасной княгине Игорь больше не брал себе жены.Возможно, секрет их семейного счастья заключался в том, что супруги поделили сферы влияния: пока Игорь был в военных походах – а воевал он немало – и его домом, и государством управляла Ольга, действуя мудро, справедливо и рачительно.Летом 941 года Игорь ходил на Царьград, как тогда называли на Руси Константинополь, а через год у Ольги родился сын, названный Святославом. Однако Игорь недолго радовался сыну: в 945 году Игорь погиб.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t229773.png

Согласно летописям, осенью его дружина потребовала увеличить выплачиваемое ей содержание, и Игорь отправился за данью в Искоростень, к древлянам: собрав больше, чем обычно, он, однако, не удовлетворился полученным. На полпути он отпустил основную дружину домой, а сам с малым войском вернулся к древлянам и потребовал еще. По словам Повести временных лет, «Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». По преданию, жадного князя привязали к верхушкам двух деревьев, которые разорвали Игоря надвое.Древляне похоронили Игоря, а к его вдове отправили посольство, предложившее ей выйти замуж за их князя Мала. Однако Ольга, истинная наследница варяга Олега, не пожелала подобной участи: она жестоко и коварно отомстила древлянам. Первое посольство она приняла с почетом – и надоумила послов потребовать, чтобы к княжьему терему их наутро принесли на руках прямо в их ладье. Всю ночь перед теремом рыли глубокую яму – и когда послов принесли, как те и просили, посуху в ладье, то сбросили ладью в яму. По словам летописи, «Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти». После чего яму забросали землей, заживо похоронив послов.Коварная Ольга попросила древлян снова прислать ей посольство – но и оно было уничтожено: пока послы мылись в бане, готовясь к встрече с княгиней, двери бани заложили, а саму баню подожгли.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t519503.png

После этого Ольга с малой дружиной прибыла к Искоростеню, чтобы по обычаю справить тризну на могиле супруга. Во время погребального пира древлян по ее приказу напоили допьяна, а после перебили. Потом дружина осадила сам город: Ольга пообещала жителям, что снимет осаду, если ей вынесут по голубю и воробью с каждого двора – а когда ей доставили птиц, велела привязать к каждой по горящему углю и выпустить на волю. Птицы будто бы вернулись в свои гнезда, и город сгорел. Жителей же частично перебили, частично взяли в рабство, а выживших обложили данью.
Памятуя о судьбе своего мужа, погибшего из-за собственной жадности, Ольга повелела раз и навсегда упорядочить размер собираемой дани. Для этого она объездила свое княжество и, изучив его, установила систему «погостов» административных округов, во главе которых были поставлены управители-тиуны. Тиуны собирали подати, согласно установленным княгиней нормам, и после отправляли ее к княжескому двору – так началось централизованное налогообложение. Две трети собранного Ольга отдавала в распоряжение Киевского вече, а треть оставляла на княжеские нужды – в основном эти средства шли на строительство и военные расходы. При Ольге были установлены первые границы с укрепленными богатырскими заставами, строились и обрастали стенами города, развивалось каменное строительство: в Киеве при Ольге были выстроены богато украшенный дворец на Вышгороде, то есть на Старокиевской горе, за городом – терем, на торговой площади – круглая башня, которая могла сохранить от пожаров и нашествий городскую казну. Мощная держава, в которую превратила свои владения Ольга, привлекала внимание иностранных торговцев: в Киев привозили свои товары немцы, датчане, шведы, греки и многие другие.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t726548.png

Около 957 года Ольга во главе большого – более ста человек – посольства прибыла в Царьград, где намеревалась заключить с императором торговые и военные договоры, а также сосватать своему подрастающему сыну жену из императорского дома. После долгого – по всей видимости, весьма оскорбительного для гордой княгини – ожидания ее с почетом принял император Константин. Все договора были заключены, однако о браке царевны с русским князем Константин говорить наотрез отказался: слишком незнатным был потомок Рюрика для василевсов из Царьграда.Зато, по преданию, сам император воспылал страстью к русской княгине: он будто бы даже посватался к ней, очарованный ее красотой и мудростью. Ольга, со свойственным ей умом, отвечала: «Я язычница, ты же христианин, негоже нам вступать в брак. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, – иначе не крещусь». Ольга приняла крещение – таинство совершил над нею сам патриарх Феофилакт, а император Константин стал ее восприемником от купели. В крещении Ольга получила имя Елены – в честь святой равноапостольной императрицы Елены, матери святого Константина, которая обрела крест господень. Согласно летописям, после обряда патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Она же склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».Обретя новую веру, Ольга со страстью и упорством взялась за обращение своих земель. Она строила храмы – при ней были основаны церкви Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, Святой Живоначальной Троицы – во Пскове. Этот храм Ольга возвела после видения, которое было ниспослано ей на берегу реки Великой: три светоносных луча с неба, символизировавшие святую Троицу
согласно летописи, это произошло 11 июля 969 года. Согласно своей последней воле, Ольга была похоронена без тризны, по христианскому обряду. Позже ее внук, князь Владимир, повелел перенести ее мощи в построенную им Десятинную Успенскую церковь. Мощи были упокоены в каменном саркофаге, и через окошко в крышке можно было наблюдать ее нетленное тело. Причем, по свидетельству летописцев, истинно верующим было видно не только лицо святой княгини, но и изливающееся от него сияние: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому – толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает». Неверующие же видели просто каменный саркофаг.

http://forumupload.ru/uploads/001a/be/49/7/t783310.png

https://biography.wikireading.ru/107757

https://ruskline.ru/analitika/2010/7/26 … agini_olgi

Был снят ряд художественных фильмов о княгине Ольге

+1

2

#p20157,Юлия написал(а):

О происхождении княгини Ольги нам неизвестно почти ничего: многочисленные летописи расходятся во мнениях, и установить правду теперь, спустя тысячу лет, почти невозможно. Одни хроники называют Ольгу нормандкой, другие – дочерью булгарского царя. Повесть временных лет рассказывает, что Ольга была родом из-под Пскова, из деревни Выбуты, а Типографская летопись упоминает, что Ольга происходила из рода Гостомысла, легендарного новгородского старейшины, и от рождения звалась Прекрасой. Некоторые же исследователи считают, что Ольга была дочерью прославленного Вещего Олега – соратника Рюрика и воспитателя его сына Игоря.

Нет, Юлия, ни "нормандкой", ни "дочерью бУлгарского царя" ее никто не называет,и не мог назвать. "Из рода варяжского", "царского происхождения из бОлгарской Плиски"( откуда потом пошла версия псковского-плесковского происхождения)- это другое дело. Как соотносятся между собой "норманское" и "варяжское"- отдельный огромный вопрос, к обстоятельствам жизни княгини Ольги уже, впрочем, не имеющий прямого отношения. Гораздо интересней гипотеза о том, что за сообщением о псковском происхождении может скрываться Плиска- тогда это много объясняет во внешней политике сына Ольги Святослава. Основная загадка Ольги все таки заключается не в ее происхождении,а в "растянутости" ее жизни относительно хронологии первых князей Руси. Если принимать за действительность всю сюжетную линию ее семейной жизни, то получится, что единственного сына она родила лет в сорок,а византийский император домогался ее уже едва ли не шестидесятилетнюю. Можно по иному сдвинуть факты по хронологической шкале, но тогда получаются другие несообразности.
"Жестокая или праведная"- надуманная дилемма, свойственная психологии современного человека. Ведь в основании ее биографии лежит житие святой. А они писались по трафарету. Для того, чтобы лучше оттенить праведность святого, обычно начальный этап его биографии изображали в самых черных тонах. Если речь шла о правителе,в зрелом возрасте обратившемся к христианству, то старались с утроенной силой- как ни парадоксально, движимые верноподданническими чувствами. Но зато и достоинства последующего(праведного этапа) преувеличивали изо всех сил. Психология людей тогда была иная.
Вот здесь скрупулезно разбираются летописные сведения о княгине Ольге. Автор пытается рассортировать информацию на собственно-историческую, литературную и легендарно-церковную. Непосредственно об Ольге примерно с середины текста:
http://library.narod.ru/saga/osnova209.htm

+3

3

1) Как наловить диких голубей и воробьев в нужном количестве и быстро? (сомневаюсь, что у всех жителей были домашние)
2) Как привязать ГОРЯЩИЙ уголь к птице, чтобы ее не повредить и она не обезумела, а спокойно полетела?
Нитка, конский волос - сгорят. Стальных проволок не было (да опять же как ее привязать к углю и воробью?!)

Легенда это.

+1

4

"#p20230, написал(а):

Легенда это.

Да, легенда, причем, если верить процитированному ДК Никитину, остготов-тервингов, деревлян в переводе. И это многое объясняет: если Ольга - болгарская царевна родом из Плиски(по-болгарски Плискова), а владения Игоря описаны византийцами как крымские, то древлянский Искоростень из ПВЛ это на самом деле Корсунь/Херсонес! А тройное мщение, в т.ч. и с птицами, взято из какого-то германского эпоса. Вот и греки в познейшем договоре(!) с русами упоминают, что Игорь распят именно германцами, т.е. готами, базировавшимися тогда именно в Крыму. А ели еще учесть, что сын Ольги Святослав промышлял и подолгу обретался в Болгарии, а внук Владимир крестился не где-нибудь, а именно в своем родовом Херсонесе/Корсуни, и еще припомнить древнюю русскую Тмутаракань, то русская древняя история получает совершенно иное звучание! А именно:  варяги Рюрика сделали словенам предложение, от которого невозможно отказаться и в кратчайшие сроки они вместе овладели всем торговым путем "из варяг в греки" от Старой Ладоги через Новгород, Ильмень, волоки, Смоленск, Киев вплоть до устья Днепра включая ЮБК и Тамань! Причем, наши предки пришли на черноморские берега владеть крепко, не набегами, основав там базы и т.н. Змиёвы валы, просуществовавшие вплоть до м-т нашествия.

+1

5

#p20285,Сергей В. написал(а):

Да, легенда, причем, если верить процитированному ДК Никитину, остготов-тервингов, деревлян в переводе. И это многое объясняет: если Ольга - болгарская царевна родом из Плиски(по-болгарски Плискова), а владения Игоря описаны византийцами как крымские, то древлянский Искоростень из ПВЛ это на самом деле Корсунь/Херсонес! А тройное мщение, в т.ч. и с птицами, взято из какого-то германского эпоса. Вот и греки в познейшем договоре(!) с русами упоминают, что Игорь распят именно германцами, т.е. готами, базировавшимися тогда именно в Крыму.

Не знаю, был ли АН первопроходцем в отождествлении летописных древлян с тервингами, но по крайней мере сейчас это довольно популярная точка зрения. Однако, есть там одна загогулина, которую кажется никто не замечает. Я заметил,и немножко горжусь этим. Имя древлянского Мала ведь в "тервингской" версии трактуется как "Амал",а Амалы это известный готский королевский род,чьи представители властвовали и над крымскими готами. Но. Крымские готы это часть остготов-грейтунгов. А у вестготов-тервингов была своя династия Балтов.
Получается, что концы с концами у столь красивой гипотезы начинают расходиться в разные стороны. Ее можно укрепить другим соображением. Оппозиция "тервинги- грейтунги" соответствует другой оппозиции: "древляне- поляне". Потому что если тервинги это "лесовики"( древляне), то  грейтунги это "степняки-полевики"( поляне). Однако, в этом случае сюжет из летописной жизни Ольги придется отнести на несколько веков назад, и "вернуть" из Таврии в район прото-Киева в Приднепровье, когда оно само было ареной внутриготских разборок. Собственно говоря, какое-то племя Рос в готском союзе уже тогда фигурировало, и могло в отдельные моменты выходить на первый план тогдашней политической жизни. Правда, что делать с "неправильной" племенной принадлежностью Мала, все равно непонятно.

+1

6

#p20379,Demetrius написал(а):

Правда, что делать с "неправильной" племенной принадлежностью Мала, все равно непонятно.

А хрен его знает, тервингами или грейтунгами были крымские готы, они совершенно особая статья и не в пример остальным готам, были исключительно живучи! Если судить по ландшафту, то они куда более тервинги нежели тервинги Белогорья. Известно, хотя бы по договорам с Мамаем, их капитанство Готия, затем именовавшееся королевством Феодоро или Теодоро как раз вокруг Корсуни. И вот там деревов всяких хватало. И, если судить по пропавшему в войну готскому золоту из керченского музея, ребята эти были не бедными.

Отредактировано Сергей В. (04-08-2020 01:16:07)

+1

7

#p20394,Сергей В. написал(а):

А хрен его знает, тервингами или грейтунгами были крымские готы, они совершенно особая статья и не в пример остальным готам, были исключительно живучи! Если судить по ландшафту, то они куда более тервинги нежели тервинги Белогорья. Известно, хотя бы по договорам с Мамаем, их капитанство Готия, затем именовавшееся королевством Феодоро или Теодоро как раз вокруг Корсуни. И вот там деревов всяких хватало.

Тервинги и грейтунги это ведь устойчивые названия, закрепленные за соответственно вестготами и остготами. Они, надо думать, указывали на ландшафт проживания носителей в момент своего возникновения. Но в дальнейшем не изменялись,несмотря на смену места жительства их обладателей. Везде указывается,что в Крыму остались остготы,значит- грейтунги. Допустим, там очутился и какой-то осколок вестготов. Но почему тогда у них правитель Амал, а не Балт?

0

8

#p20396,Demetrius написал(а):

опустим, там очутился и какой-то осколок вестготов. Но почему тогда у них правитель Амал, а не Балт?

Потому что больше некому - это была зона Амалов, корсунские готы уже были православными, да и Балты к тому времени давно сдулись.

0

9

#p20409,Сергей В. написал(а):

Потому что больше некому - это была зона Амалов, корсунские готы уже были православными, да и Балты к тому времени давно сдулись.

Значит, Ольгину ключницу звали "Амалуша" ? :)

0


Вы здесь » Обо всем странном » История » "Сказание о княгине Ольге".