Магические практики существовали в античном мире во все времена, но в эллинистически-римское время они получили особое распространение. В основании магии лежит представление о том, что при использовании определенных средств и процедур можно заставить богов или демонов совершить необходимое для вас действие; существуют два мира, природный и сверхъестественный, и вещи могут перемещаться из одного в другой и оказывать влияние друг на друга. Сам термин «магия» (μαγεία) происходит от персидских жрецов-магов, а со временем слово «маг» (μάγος) стало использоваться для всех людей, претендовавших на обладание тайной восточной мудростью, колдунов и шарлатанов (для последних, кроме того, использовалось слово γόης, мошенник). Богиней колдовства в греческой религии была Геката, которая изображалась в виде трехликой женщины, державшей в руках ключи и цепи, что символизировало ее связь с миром мертвых. Самые ранние описания магических ритуалов можно обнаружить еще в гомеровских поэмах и гимне богине Гекате у Гесиода, сведения об использовании амулетов и заклинаний содержатся в сочинениях классического времени, но подлинного расцвета античная магия достигает в эллинистически-римскую эпоху. Начиная со времени рубежа эр, магия попадает в поле зрения философов – стоиков и платоников, – которые создают необходимые предпосылки для того, чтобы магия стала частью нормативного благочестия. С I в. н.э. интерес к ней виден в литературе, особенно примечательны в этом отношении стихи Горация, первые книги «Метаморфоз» Апулея и «Любители лжи» Лукиана. Наконец, в III–IV вв. неоплатоники Ямвлих и Порфирий окончательно «легализуют» магию как часть своей философской системы.
До нашего времени сохранилось большое число магических папирусов. Часть из них – краткие описания магических процедур, другие содержат целые наборы таких описаний с более вычурными обращениями к сверхъестественным силам и рассказом о средствах контроля над ними. Основные цели этих праксисов – получение оракулов, любовная магия, наложение проклятия и защита от него, но некоторые посвящены и более экзотическим задачам, например, достижению бессмертия. Часто в папирусах встречаются обращения к различным богам, как греческим и римским, так и всевозможным восточным божествам, а иногда для придания заклинанию видимости большей эффективности имена демонов выдумывались самим магом. В результате получались обращения вроде «Гор Гарпократ Алкиб Гарсамосис иоаи дагеннут рарахарай Абраиаот» или «Барбариэль Барбараиэль бог Барбараэль Бэль Буэль». Еще один источник по истории античной магии – таблички с проклятиями (tabellae defixiones), как правило, свинцовые, на которых было написано имя проклинаемого и просьба к подземным богам погубить его, иногда со всей семьей и друзьями: «Ференика… Ферсилоха, Элофила, Фелотия, и если кто другой является сообщником Ференика, Гермесу Подземному и Гекате Подземной я обрекаю. И душу Ференика, и ум, и язык, и замыслы и дела, и то, что на меня злоумышляет, все пусть будет против него и против тех, что с ним замышляют и делают». Таблички с такими надписями тайно закапывалась в могилах, около храмов или в амфитеатрах, где, как считалось, обитали души убитых и еще не погребенных гладиаторов. Духи мертвых должны были погубить проклятых.
В классическую эпоху общим местом была вера в особое могущество фессалийских колдуний, а в период эллинизма такими же «колдовскими» народами считались персы, египтяне, иудеи, а позже – почти все выходцы с Востока. Вера в магию была общераспространенной. Многие императоры возбуждали уголовные процессы по подозрению в магическом воздействии на них. Даже такие образованные люди, как Плиний Старший, Либаний или Порфирий всерьез опасались сглаза. Этим объясняется суровость римского законодательства против колдунов. Закон Суллы, принятый еще в 81 г. до н.э., гласит: «Те, кто совершают нечестивые или ночные таинства с целью околдовать или заклясть кого-либо, должны быть распяты или брошены диким зверям. Всякий, кто приносит в жертву человека, или пытается получить предсказания с помощью его крови, или оскверняет святилище или храм, должен быть брошен диким зверям, или, если это человек высшего сословия, он должен быть наказан смертью. В отношении тех, кто прибегает к магическому искусству, должно использоваться наивысшее наказание, то есть они должны быть брошены диким зверям, или распяты. Сами маги должны быть сожжены живыми. Никто не имеет права держать во владении книг по магическому искусству, и когда они обнаруживаются у кого-нибудь, они должны быть публично сожжены, а те, у кого они были, после ликвидации их собственности, если они высшего сословия, должны быть сосланы на острова, а если низшего – наказаны смертью, так как не только использование этого искусства запрещено, но также и его знание» (Paul. Sent. V, 23, 15-18). Однако, эти законы особого успеха не имели, и все слои римского общества были пронизаны страхом перед колдунами и верой в их силу.
Автор статьи: А.Д. Пантелеев
Литература
Collins D. Magic in the Ancient Greek World. Oxford, 2008
Dickie M.W. Magic and Magicians in the Greco-Roman World. London; New York, 2001
Janowitz N. Magic in the Roman World. Pagans, Jews and Christians. Oxford, 2001
MacMullen. Enemies of the Roman Order. Treason, Unrest, and Alienation in the Empire. Cambridge, Mass. 1966
Петров А.В. Феномен теургии. Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистически-римский период. СПб., 2003
Теургии мы коснемся чуть позже